Мой опыт использования принципов, описанных С.Т. Шацким

Так сложилось, что, несмотря на солидный педагогический стаж, я всегда была горячей сторонницей игр. Всё началось с предметных недель в школе, а продолжилось во внеурочных мероприятиях в течение года. Ни один другой вид деятельности, по моему мнению, не способен дать столько материала для наблюдения и выводов педагогу, также на уроках нет возможности неформально пообщаться. посмеяться, поменяться ролями, подружиться, наконец. Я согласна с теоретиками игр, что те стратегии, которые человек выбирает в игре, он будет наверняка использовать и в жизни.
Затем я узнала об интеллектуальной игре "Дебаты Карла Поппера". Создали в школе команду, изучили правила...процесс захватил - сбор материала(кейса), выбор роли, обсуждение стратегии - так увлеклись, что заняли первое место на городском чемпионате. Уже несколько лет не играю, но до сих пор активно использую приёмы и упражнения из сборника методических рекомендаций по этой игре.
Потом были деловые, полигонные, ролевые и сюжетные игры. Но все они были рассчитаны на каникулярное или свободное время. Но на уроках - никогда(ну если не считать уроков в 5 классе, где серьёзное содержание просто облекается в игровую форму). Тем не менее споры, возникающие вокруг игровых форм, всегда интересовали. И даже вчера, читая произведения классиков педагогики, встретила две противоположные точки зрения. К.Ушинский считал, что играть с детьми целесообразно только до семи лет. А С.Т. Шацкий, напротив, утверждал: "Культура игры дала бы нам, вероятно, наибольший успех в нашей школе... Без игры нет детской жизни, следовательно, нет серьезной формы овладевания процессом приспособления. Градация игральных форм сообразно с возрастом уже не представляет таких больших трудностей в настоящее время. Мне вспоминается одно исследование детской преступности в Нью-Йорке, где автор объясняет огромный рост ее условиями жизни большого города, в котором нет простора для детской игры. Он, классифицируя детские преступления, отмечает происхождение главных видов из видоизмененной игры, сопровожденной сильным тормозом в ее развитии в социальной жизни горожан. Конечно, речь не идет об игре как предмете, речь не идет о списке игр, в которые дети должны играть. Я разумею эволюцию игральных состояний, видоизмененное требование к игре сообразно с возрастом и культурой игры, при помощи школы."
Признаюсь. мне более близка позиция Станислава Теофиловича. Тем более, что в последние годы мы с ребятами увлеклись  дидактическими настольными играми. Их создание и внедрение стало предметом научно-исследовательской работы моей ученицы Дарьи Митиной. Цель работы звучала так: разработать комплект игр, которые будут являться эффективным средством изучения фразеологизмов.
Мы разработали две игры, взяв за основу уже существующие игры, дополнив их своими правилами и содержанием.
«Фразеологическое домино» научит игроков играть и взаимодействовать в коллективе, анализировать ситуацию, логически мыслить, следовать правилам игры, быть внимательными, концентрировать внимание на игре и вырабатывать стратегию, а также правильно реагировать на проигрыш и выигрыш. Игра закрепит знания по фразеологии, расширит словарный запас.
Как играть?
Собрать компанию одноклассников (в игре могут участвовать от 2 до 16 игроков);
Если игроков набралось больше пяти, то разделиться на команды по два человека (любым удобным способом, например — случайным!);
Достать игровой набор, в котором множество карточек двух цветов. Смешать карточки посередине стола.
После сигнала ведущего каждый из игроков начинает как можно быстрее составлять фразеологизмы. За время игры можно успеть объединить много карточек, составить фразеологизмы правильно и заработать много очков... или же застопориться на одном фразеологизме и ждать конца игры.
Победителем становится игрок или команда, составившая наибольшее количество фразеологизмов.
Почему играть понравится?
Потому что «Фразеологическое домино» очень быстрая и познавательная игра. Несколько партий пополнят запас фразеологизмов и научат игроков эффективному взаимодействию.
Для игры в «Фразеологическое домино» не нужно готовить игровое поле, раздавать фишки или делать что-либо ещё сложное. Если фразеологизмы, вошедшие в домино, хорошо усвоены, то запас карточек легко пополнить самим, распечатав новые на цветном принтере.
Для кого предназначена эта игра?
Для любых компаний, которые остаются в кабинете на перемене в количестве больше двух человек;
Для тех, кто любит новые и интересные игры;
Для тех учеников 5-7 классов, кто хочет больше узнать о фразеологизмах. В игровом наборе не только их перечень, но и значения.
Для педагогов, которые привыкли использовать любую возможность для лучшего усвоения изучаемого материала учениками.
Оборудование:
Карточки с фрагментами фразеологизмов двух цветов, первая часть фразеологизма – синего цвета, вторая – красного.
Правила игры. В них может быть включен справочник с перечнем и значениями фразеологизмов. Благодаря этому роль ведущего может играть не только взрослый, но и любой из игроков.

«Скажи иначе» представляет собой разработанный нами вариант известной игры «Элиас», а значит, принадлежит к широкому и очень популярному классу словесных командных игр. Как следует из названия, игрокам предстоит придумывать и вспоминать синонимы и ассоциации для самых различных фразеологизмов.
Как играть?
Игра в «Скажи иначе» ведётся командами или индивидуально: задача заключается в том, чтобы максимально быстро разгадывать то, что написано на карточках заданий (в игре 50 таких карточек, на которых вы найдёте в общей сложности 100 фразеологизмов). Один из игроков команды берёт карточку — и начинает как можно быстрее и точнее объяснять фразеологизмы на ней. Чем больше заданий решается за  минуту, тем больше очков зарабатывает игрок или команда.
Почему играть понравится?
«Скажи иначе» — это кооперативная игра с неограниченным количеством участников. В неё, как и во многие другие игры подобного плана, можно играть в больших компаниях, совершенно не опасаясь, что кто-то из игроков заскучает и «выпадет» из процесса. Динамизм игре придаёт то обстоятельство, что игрок, обратившийся к справочному материалу (перевернувший карту), отбрасывает свою команду назад.
Для кого предназначена эта игра?
«Скажи иначе» отлично развивает словарный запас и коммуникативные навыки, а потому рекомендуется для учеников 6-7 классов. «Скажи иначе» хороша и в качестве семейной игры, и в качестве возможности занять школьников на нужное время. Расширение лексикона, умение быстро находить верные пути объяснения фразеологизмов и навыки выбора верных вариантов для объяснения собеседнику — это базовые условия для успешной коммуникации, а значит, игра просто необходима для всех детей, которые в будущем выберут творческие или интеллектуальные профессии.
Оборудование:
·         карточки, сверху которых под номерами размещены фразеологизмы, а снизу – их значения;
·         песочные часы;
·         дорожка-счетчик очков (игровое поле), фишки;
·         правила.
Нами был проведен анализ эффективности этих игр (мы пытались измерить, насколько игры влияют на уровень знания учениками фразеологизмов), который не оставил сомнений: игры действительно помогают в изучении учебного материала.
В заключение хочется добавить, что вчера мне бросилось в глаза то, что в каждой работе, которую мы перечитывали, авторы, великие педагоги, утверждают: обучение неотделимо от воспитания. Игры - это одна из форм, которая при умелом подходе способна дать прекрасные результаты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий